ИССЛЕДОВАНИЯ НАШИХ АДВОКАТОВ. Криминальная традиция. Что это?
Проработав более 7 лет адвокатом в уголовных делах, я постоянно сталкивалась с неким явлением, которое, с одной стороны, является общеизвестным в мире, а с другой стороны – по странным обстоятельствам до сих пор не систематизировано и не описано комплексно – это криминальная традиция.
В определённый момент времени я осознала, что некоторые мои подзащитные совершенно не придерживаются общественной морали, законов страны, в которой они живут, их не волнуют «права человека», а также курс валют – они живут в другом мире, и в этом мире есть «свой закон».
Разобраться с этим вопросом не помог мой коллега адвокат Олег Мальцев, который в течение многих лет занимается исследованием мировых криминальных традиций, а также является соучредителем НИИ Исследования мировых воинских традиций и криминалистических исследований применения оружия.
Крайне часто я встречаю слово «мафия», под которым подразумевают криминальную традицию того или иного государства (японская мафия, русская мафия, итальянская мафия и так далее), однако, стоит отметить, что слово «мафия» применимо исключительно к итальянской криминальной традиции, а именно – к Сицилийской ее части. Остальные криминальная традиции мира мафией не являются. Кроме того, хотелось бы отметить, что криминальная традиция — это более широкороте понятие, чем просто криминальная организация.
Для начала необходимо разобрать 2 понятия – «криминальный» и «традиция».
Что значит «криминальный»? Это люди, которые противопоставили себя обществу и согласно закона той или иной страны являются преступниками, то есть – были осуждены уголовным судом.
Их можно было бы разделить 2 категории:
— категория №1 – это профессиональные преступники, то есть люди, для которых преступление – это способ зарабатывать себе на жизнь, это их образ жизни и способ выживания.
— категория №2 – это люди, для которых преступление не является образом жизни и способом заработка, то есть – изначально вести преступный образ жизни и зарабатывать на жизнь преступлением они не собирались, однако, либо в силу борьбы за власть, либо в силу несогласия с установленными законами того или иного государства, несогласия с его политикой, они вступили в борьбу с государством и как следствие были осуждены уголовным судом и признаны преступниками.
Ярким примером такого человека является народный герой Италии, сицилийский «Робин Гуд» Сальваторе Джулиано. Изначально Сальваторе Ждулиано не выбирал для себя преступный промысел как способ заработка и образ жизни, однако в силу не согласия с политикой государства стал преступником. То есть, он стал на путь преступления в силу определённых обстоятельств и собственного несогласия с политикой и законами государства Италия, но не выбирал для себя преступный промысел как образ жизни.
Традицию можно было бы определить через общие признаки, которым она будет соответствовать в любой стране мира:
- Это образ жизни человека, подчиненный определённым специальным правилам. Примером этих правил являются: воровской закон, воровские понятия, омерта, вендетта и так далее.
- Преступный промысел. То есть – преступный способ заработка на жизнь (воровство, грабежи, разбой, мошенничество, торговля наркотиками и так далее). То есть, существуют традиционные занятия для этой структуры. Например, для мексиканской мафии традиционным способом заработка – преступным промыслом является торговля наркотиками. Если в процессе деятельности добавляться какие то иные способы заработка, то необходимо время чтобы этот способ стал традиционным способом зарабатывания денег.
- Язык. Каждая криминальная традиция имеет особый язык, который не понятен никому иному. Например, в русской криминальной традиции этот язык называется «Феня» и человек, не знающий этого языка вряд ли поймет смысл того, что говорится.
- Особые способы отбора, подготовки кадров и их продвижения в собственной преступной иерархии.
- Закон, который передается из уст в уста. Вы никогда не найдете письменного источника такого закона, это не конституция и не декларация независимости. Представитель той или иной криминальной традиции никогда не напишет книгу о ней, это, например, могу сделать определённые исследователи, но это – всегда взгляд со стороны.
- Свой фольклор, песни, стихи.
- Определённого вида собственные разновидности наколок на теле. Например, у Якудза наколки на теле имеют один вид и значения, а русской мафии – другие.
- Единые религиозные убеждения нетрадиционного характера, отличающиеся от общественных норм — своя вера.
- Особые виды оружия, собственная техника владения этим оружием и собственная методика тренировки с этим оружием. Оружие изготавливается самостоятельно в условиях заключения или на свободе. Особое внимание уделяется всегда работе с подручными предметами (заточки и так далее).
- Особый и крайне эффективный вид рукопашного боя. Во всех традиционных единоборствах все, что использует криминальная традиция — категорически запрещено (удары открытыми руками, выбивание глаз большим пальцем, пребывание барабанных перепонок, особые удары ногами). Все криминальные традиции обязательно используют специальную защиту от наносимых им ударов, а именно — защищаются локтями, а не руками. Каждая криминальная традиция имеет особенные виды передвижения ногами. Например, в Африканской криминальной традиции движения резкие, а в русской криминальной традиции – движения плавные, изменение местоположения противником практически не заметно. В Африканской криминальной традиции нож втыкается в противника и сразу же вырывается обратно, а в Мексиканской криминальной традиции – в противника втыкают нож и режут по по диагонали. В исследовании русской, мексиканской, итальянской, африканской криминальных традиций я бы хотела сделать ссылку на моего коллегу адвоката и PHD Олега Мальцева, который в своих книгах, ставших результатом многолетних исследований, крайне подробно описал ножевой бой в указанных криминальных традициях.
- Передача из поколения в поколение. Криминальная традиция всегда готовит себе смену и проедает ей права, когда старое поколение уходит — так сохраняется традиция. Например, в Одессе несколько десятилетий существовало насколько учебных центров, где готовили карманных воров. С виду это был приют для бездомных детей, куда приходили взрослые чтобы дать им немного еды, поиграть с детьми, а на самом деле — учили детей незаметно красть кошельки, деньги и иное имущество, которое находится у человека при себе.
Адвокат Ольга Панченко